Главная - ИСТОРИИ - Одни действия человека свободны, а другие предопределены

Одни действия человека свободны, а другие предопределены

Давайте посмотрим, как мы решаем эту проблему в пашей повседневной жизни. Когда вы идете по своим делам, вы привыкли встречать Смита. Вы приветствуете его любезным, но бессмысленным замечанием о погоде или о том, как идут дела в колледже или университете, он отвечает столь же дружественным и бессмысленным замечанием о погоде или о том, как у него обстоят дела. Но представьте себе, что в одно прекрасное утро Смит, вместо того чтобы ответить на ваше замечание в обычной манере, разразился бы резкой обвинительной речью против вашей внешности или характера. Пожмете ли вы плечами и отнесетесь к этому как к убедительному доказательству свободы воли Смита и факту того, что в человеческих делах все возможно? Подозреваю, что нет. Напротив, вы, вероятно, скажете что-нибудь в таком роде: «Бедняга Смит! Вы, конечно, знаете, что его отец умер в сумасшедшем доме», или «Бедняга Смит! У него, наверное, еще большие неприятности с женой!» Другими словами, вы попытаетесь поставить диагноз причины явно беспричинного поведения Смита в твердой уверенности в том, что должна быть какая-то причина.

Боюсь, что, действуя подобным образом, вы навлечете гнев сэра Исайи Берлина, который стал бы горько жаловаться на то, что давая причинное объяснение поведению Смита, вы исходите из детерминистических посылок Гегеля и Маркса и увильнули от обязанности назвать Смита хамом. Но в обычной жизни никто не придерживается подобного взгляда и не предполагает, что на карту ставится или детерминизм, или моральная ответственность. Логическая дилемма о свободной воле и детерминизме не возникает в реальной жизни. Неверно, что одни действия человека свободны, а другие предопределены. Факт в том, что все действия человека и свободны, и предопределены в зависимости от той точки зрения, с которой они рассматриваются. На практике, вопрос идет о другом.

Действия Смита имели причину или ряд причин. Но в той мере, в какой они были вызваны не каким-то внешним раздражителем, а его собственным раздражителем, он несет моральную ответственность, поскольку нормальные взрослые люди морально ответственны за себя; это условие общественной жизни. Делать или нет его ответственным в этом конкретном случае — дело вашего практического суждения. Но если вы это делаете, это не означает, что вы считаете его действия беспричинными: причина и моральная ответственность,  различные категории. В нашем университете недавно были учреждены Институт и кафедра криминологии. Я уверен, что никому, занятому расследованием.  И не каждому придет в голову предположить, что это возлагает на них обязательства отрицать моральную ответственность Бога за сотворение мира и всех тварей как в пустыне так и в тайге.

Если есть вопросы пишите КОНТАКТЫ

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*